> С огромным интересом прочитала диалоги на вышеназванную тему. Очень симпатизирую Илоне. Мне близко то, что она чувствует « не обидеть другого, но в то же время очень болезненная реакция на хамство по отношению к тебе.»
А почему собственно такой страх не обидеть другого? Иногда человек действительно неплохой, но заблуждается, не в духе или привык кидаться. Его можно мягко подкоррекритовать даже нужно, чтоб не съезжал с катушек. А вот хаму надо врезать, почему вас волнует его обида? Волнение может быть из-за того, что арсенал средств у вас небогатый. Либо обидеть, либо пострадать, не хотелось бы ни того ни бругого. Но между этими состояниями еще бездна других вариантов, они не приводят к фатальным обидам, но укрепляют вас, дают возможности к росту, и косвенно помогают агрессору, потому что агрессию формирует наличие жертвы. Есть исследования, где выделено т.н. виктимное поведение - поведение жертвы, которое провоцирует потенциального агрессора, как вода течет в низину.
> Что касается взрослых людей, то здесь всё более-менее понятно. А у меня проблема у дочери. Ей 10 лет и она столкнулась в классе с девочкой, которая стремится к неформальному лидерству по принципу «пусть не любят, лишь бы боялись.» И она действительно добилась того, что её кто-то боится, кто-то не хочет связываться, а кому-то кажется престижным фаворитить при ней, а вот с моей дочерью у неё прокол. Слишком сильный характер у Алёны и она не пресмыкается. Так вот эта девочка устроила ей травлю. Алёна постоянно слышит оскорбления в свой адрес из которых «дура» и « овца» самые безобидные. Остальные одноклассники наблюдают со стороны чем всё закончится.
Вашей дочери с ее сильным характером самое время сделать следующий шаг. Подобные оскорбления относятся к инфантильной сфере и могут задеть только тех, кто в ней находится. Сделав шаг вовсе ваша дочь окажется совершенно неуязвимой для подобных нападок, ну а на физическую агрессию надо отвечать хорошим пинком.
> Я учу свою дочь, чтобы она не реагировала, не позволяла себя провоцировать на грубость и хамство. У неё это получается. Но она заметила, что многие одноклассники расценивают то, что она никак не отвечает как слабость и страх и теряют к ней интерес, а та девочка как раз набирает вес как авторитетная личность.
Вы сказали ребенку только половину правды, поэтому и получили только половину результата. Вы поставили ребенка в положение осады, поскольку она все-таки находится в коллективе и не сможет в этом возрасте настолько от него отделиться, что быть совершенно самодостаточной.
Надо не РЕАГИРОВАТЬ в смысле не сбиваться в ритм, к которому тянет жертву агрессор. Это первый шаг отодвинуться от ситуации. А затем надо вызвать противника на поле, где он не воин. Обычно это интеллектуальное поле, с юмором. Овцой назвать человека значит у той особы наверно плохие глаза или распознавалка образов сломалась. Юмор вообще сбивает любую агрессию на словах. Юморной человек как правило не теряет доброты, если не собьется на черный язвительный юмор, но вашей девочке наверняка это не грозит.
> Здесь очень много мудрых людей. Как же мне направить свою дочь, чтобы и человеком она осталась добрым и могла дать достойный отпор нахальству с учётом того, что у детей и взрослых отличаются взгляды на некоторые вещи?
Меня удивляет, что к проявлению силы относятся как к агрессии. В Шаолине монахи-буддисты самая миролюбивая религия в мире, сравнится только с джайнами, обучались искуусству контролируемого боя, чтобы иметь возможность защитить слабого и отстоять справедливость, а также не позволить агрессору проявить себя с плохой стороны. А добрая слабость обречена на жизнь в осаде, это плохо тем, что провоцирует агрессора, укрепляет его в его невежестве и знаете что - в осаде иногда кончаются ресурсы. И тогда цитадель падет, это может быть выражено и в том, что вы впустите в себя обиду, и в других проявлениях.
Понимаете не злая сила против доброй слабости, а добрая, позитивная сила, сила солнца.