В основу настоящего доклада положен опыт полуторагодичной работы с постоянно действующей группой из 18 человек, а также результаты проведения 11 учебных семинаров. Помимо автора доклада в этой работе принимали участие Александр Коршунов и Ольга Столярова (сертифицированный НЛП-Мастер), без помощи и поддержки которых множество восхитительных возможностей могли остаться только потенциальными возможностями. Отдельная благодарность Александру Баикину (сертифицированный НЛП-Мастер) за его блестящее знание тонкостей лингвистики и особенностей мышления, присущих носителям разных культур. Большая часть материала, касающаяся восточных эзотерических практик упомянутых в докладе, принадлежит даосской традиции и была передана нам Александром Николаевичем Медведевым.
Мир НЛП изменился в последние годы. Возникли новые направления, новые подходы к исследованию и расширению субъективного опыта человека. Вполне закономерно, что это привело к смещению внимания от конкретных, корректирующих форм вмешательства к более целостным, холистическим моделям. Д.Гриндер и Д.Делозье предложили Новый код НЛП, Р.Дилтс Системное НЛП, Р.Бендлер DHE (Design Human Engineering) и SHE (Shamanic Human Engineering). Интуитивно к аналогичным формам работы пришли многие российские специалисты-практики, активно использующие в своей работе свободные, метафорические методы. НЛП частично отошло от самой идеи программирования и обратилось к исследованию ранее недоступных сознательных и бессознательных карт. «Мы должны раскрыть и познать свое сердце», говорит сегодня Ричард Бендлер, и эти слова можно считать лозунгом новой эпохи в НЛП.
Интерес к целостному развитию человека стал причиной все более частого обращения специалистов по НЛП не к работе с лидерами бизнеса, спортсменами или психотерапевтами, а к опыту древних школ самосовершенствования и самопознания. Слова «дух», «духовность», «энергия» перестали быть запретными. Ранее упомянутый Р.Бендлер сосредоточился на исследовании шаманских практик и моделировании экстрасенсорных форм взаимодействия между людьми и окружающим миром. Очевидно, что уже в ближайшее время мы можем ожидать появление новых, волнующих открытий, связанных с этими областями.
Здесь присутствует и другая сторона. В который уже раз человечество «открывает» то, что было хорошо известно многим предшествующим поколениям. В силу своей изначальной мощи и естественности древние знания часто оказываются настолько глубокими, что сегодня мы просто не способны осознать всю их значимость. Тем более ценными можно считать попытки понять, осмыслить и использовать старинные эзотерические практики. И здесь НЛП как универсальный язык моделирования и познания может быть исключительно полезно. К.Юнг как-то заметил, что «если для многих христианское мироощущение поблекло, то сокровищница Востока все еще полны чудес». Восточные эзотерические учения действительно содержат колоссальные ресурсы, которые могут быть использованы каждым человеком для индивидуального развития и совершенствования. В справедливости этих слов мы смогли убедиться на собственном опыте, а также на опыте большого количества людей, пришедших к нам в группу или обратившихся за помощью.
Около двух лет назад нам удалось познакомиться с основами учения одной из древних восточных школ саморазвития и самопознания имеющей даосские корни школой «Путь спокойствия» (Шоу Дао). Первым результатам этого знакомства и посвящен настоящий доклад.
Хочется сразу снять все вопросы, касающиеся возможности освоения восточных практик человеком европейского типа. Следуя прагматичному подходу НЛП, мы используем все, что работает и приносит пользу независимо от места и времени создания конкретного инструмента. Даосские практики это не догма. Это искусство постепенного, спокойного познания мира и самого себя. Большинство конкретных методов и приемов, составляющих это искусство, предполагают интуитивную «доработку» под конкретного человека, что делает их особенно эффективными, безопасными и экологичными. Одной из основных задач здесь является развитие чувствительности человека до такой степени, что он сам начинает создавать необходимые именно ему практики.
Также хочется подчеркнуть, что используемый в настоящем докладе термин «даосизм» не следует связывать с религиозным понятием даосизма. В данном случае речь идет о древнем этико-философском учении, относящемся к дорелигиозному, раннему даосизму. Согласно этому учению человек, достигший определенных успехов в самосовершенствовании, «становится даосом, даже если он предпочитает называть себя иначе, потому что даосизм это не система верований или идей, а в первую очередь внутренняя гармония». /Медведева И.Б. Обучение женщиной. М.: ООО «НИПКЦ ВОСХОД», 1998. 288 с. (сер. «Путь Шоу Дао», кн. 3)/
В настоящей докладе, основное внимание уделяется двум базовым элементам даосских практик: искусству движения и работе с мыслеообразами. Это ни в коем случае не означает, что другие элементы учения приемы массажа, ритуала, питания, медицинские знания, искусство выживания, методики омоложения, работа с предметами или процессами окружающего мира и др. имеют меньшее или подчиненное значение. Наоборот, только комплексное использование всех этих практик позволяет достичь основной цели учения сформировать гармонично развитого человека.
Искусство движения, как своеобразная телесная метафора, в даосизме универсально. Посредством одних и тех же форм движения формируется характер, уравновешивается природный темперамент, закладывается база стратегий общения и взаимодействия с окружающим миром. Первоначально освоение искусства движения происходит через повторение движений за Мастером. Ученик старательно копирует все, что показывает Учитель. С позиций НЛП это можно было бы назвать подстройкой, а в более общей трактовке бессознательным моделированием (моделирование «по-восточному»). Однако НЛП практически не затронуло целый пласт возможностей, который открывает такая форма обучения. Копируя сложно-координированные движения другого человека, ученик:
- легко и быстро осваивает новую культуру движения (здесь срабатывает природный инстинкт подражания);
- преодолевает собственные стереотипы движения, а значит и развивает, раскрепощает возможности мозга;
- гораздо быстрее, чем при самостоятельной работе совершенствует координацию, балансируя, таким образом, работу правового и левого полушарий мозга;
- учится входить в измененное состояние сознания, полностью настраиваясь на другого человека, что дает ключи к построению раппорта, калибровке, состоянию «аптайм» и т.д.
Важнейшим условием успеха при этом является уровень овладения искусства движения у человека, который выступает в роли учителя (копируемого). Естественно, чем он выше, тем более разнообразной и универсальной будет подготовка ученика. Однако, временное перенимание манеры и характера даже ущербного, закрепощенного движения может принести пользу, расширить, как это не парадоксально, двигательные и мыслительные способности.
Нам неоднократно приходилось убеждаться в том, как сильно изменяется чело-век просто начавший двигаться как-то иначе. Подобное изменение всегда бывает экологично, так как существенно увеличивает потенциал реакций и потенциал воз-можностей человека.
Любой регулярный тренинг изменяет качества, присущие как телу, так и сознанию человека. При длительной практике только замедленных, мягких, округлых форм движения в характере начинают проявляться соответствующие черты уравновешенность, спокойствие, пассивность, лень и др. В случае продолжительного силового тренинга, с преобладанием рывковых, импульсивных форм движения характер изменяется на более активный, агрессивный, собранный. Это не только доказывает постулат НЛП о том, что тело и сознание части одной и той же кибернетической системы, но и открывает пути к осознанному формированию характера человека через движения.
Можно привести множество примеров того как, используя простейшие двигательные формы люди смогли в достаточно короткие сроки справиться с серьезными психологическим проблемами. Наиболее показателен случай с мужчиной, работавшим телохранителем директора одного из крупнейших отечественных промышленных предприятий. Этот человек, нарабатывая простейшее круговое движение рукой в сочетании с определенным настроем, смог «вытащить» себя из тяжелейшего состояния, которые телохранители называют «желтым светом». При «желтом свете» психика человека в следствии постоянной опасности все время пребывает как бы в переходном, неопределенном состоянии между агрессией и апатией (бессилием, изнеможением). Подобное состояние очень сильно изматывает, истощает организм. Человек перестает адекватно реагировать. В рассматриваемом случае все ухудшалось еще и целым рядом серьезных травм, существенно ограничивавших возможности передвижения. В такой ситуации, как своеобразное чудо воспринимается исцеление посредством движения. Однако это чудо свершилось!
Уравновешивание двигательных возможностей левой и правой сторон тела позволяет сбалансировать работу полушарий головного мозга, существенно увеличить конгруэнтность и разнообразие всех проявлений человека. В частности это совершенствует логичность мышления (левое полушарие) и стимулирует творческую активность (правое полушарие). Человек, не переставая наслаждаться эмоциями, становится более собранным и спокойным. Отдельно необходимо упомянуть несколько групп специальных навыков, связанных с особыми формами и условиями движения. Так, обучаясь умению падать, человек расстается со страхом неудач и потрясений; осваивая движение в полной темноте избавляется от страхов, неуверенности, неопределенности; знакомясь с возможностями собственного тела в воде или при лазании по деревьям обретает гибкость и уверенность; работая с огнем становится более смелым и решительным. В традиции подобные формы тренинга, как правило, классифицировались по стихиям (земля, огонь, вода, воздух, дерево). Использование метафоры стихий имеет и другое, менее явное развитие. Выделяют тренинги или даже целые периоды:
- земли, совершенствующие волю, устойчивость, собранность, уверенность;
- воздуха, открывающие путь к интуитивному проникновению в суть явлений и вещей, подвижность, легкость;
- воды, дарующие пластичность, гибкость мыслей и действий;
- дерева, объединяющие в себе четыре других стихии и рождающие новые качества.
При этом по стихиям классифицировалось практически все манеры движений, методы тренировок, характер и конституция людей, болезни, зоны и органы тела, эмоции, сезоны года, предметы и т.д. Такой подход может показаться немного «примитивным», но он, как и многое другое, работает и приносит пользу людям вот уже несколько столетий.
В некотором смысле понятие стихий в даосских практиках похоже на понятие метапрограмм в НЛП. И главная идея уравновешивание крайностей здесь точно такая же. Только специалист по НЛП, скажет, что он работает в технике «линейного программирования», а даос, что он следует по срединному пути. Следующим шагом в освоении искусства движения является отработка парных и групповых форм взаимодействия. При этом явно и неявно формируется множество навыков умение чувствовать другого человека, умение контролировать его и свои реакции, умение удерживать комфортную дистанцию, выбирать необходимую стратегию действий и т.д. В традиции все эти навыки закладывались при обучении воинскому искусству. Практика воинского искусства позволяла с легкостью моделировать любые, в том числе критические ситуации, с которыми мог столкнуться человек в реальной жизни.
Даже, оставляя в стороне прикладную ценность воинского искусства как способа выживания в бою, можно говорить о мощнейшем влиянии подобных практик на сознание и подсознание человека. Он всегда становится спокойнее и увереннее в себе. Эти качества формируются абсолютно бессознательно, просто как результат правильно построенных занятий. Хочется отметить, что даосский подход к воинскому искусству существенно отличается от общеизвестного и широко пропагандируемого в популярными фильмами и литературе. Здесь все построено на естественных, пластичных формах движения. Во многом человек просто реализует собственный природный, защитный потенциал изначально присущий здоровому организму и здоровой психике. Даосское искусство это не бесконечная наработка одних и тех же, часто безнадежно устаревших, архаичных двигательных программ, а свободное интуитивное творчество тела и сознания, познавших универсальные законы движения.
Через освоение искусства движения учат думать. Перед учеником очень часто ставится задача, решение которой не возможно без преодоления определенных стереотипов мышления. Примером может служить требование интуитивно найти не менее 500 разных способов перехода из положения лежа в положение стоя или, например, ежедневно выполнять движения по кругам, которые никогда не должны повториться. Подобные формы обучения очень быстро и эффективно закладывают в подсознание человека стратегию порождения бесконечного количества альтернативных способов поведения и мышления. Это путь к обретению и расширению возможностей выбора в любой ситуации. И, если в НЛП это достигается в основном метафорическим обращением к «творческой части», то здесь аналогичный процесс стимулируется через активизацию мудрости тела.
Помимо искусства движения в даосских учениях получили развития практики создания и манипулирования мыслеобразами. Понятие «мыслеообраза» или «мыслеформы» трактуется достаточно широко, а сами мыслеообразы часто классифицируются по репрезентативным системам (в традиции естественно использовалась иная терминология). Так различают:
- визуальные или зрительные мыслеобразы;
- звуковые мыслеообразы;
- кинестетические или чувственные мыслеообразы.
Подобная классификация может считаться достаточной с позиций НЛП, но будет излишне упрощенной для последователя учения. Во многом это связано с отсутствием в ней понятия «энергия» широко встречающегося в подавляющем большинстве древних практик.
Использование определенных мыслеообразов обеспечивает функционирование универсального механизма доступа к ресурсам организма и окружающего мира. Работа мыслеообразов практически полностью бессознательна, что родник их со многими инструментами НЛП «кругами силы», «частями», «метафорической передачей ресурсов» и т.д. Однако, если, например, те же «круги силы» привязаны к определенной точке пространства как к визуальному якорю, то в даосских учениях очень распространены практики размещения «энергетических шаров» во круг тела. Подобные «шары» как один из вариантов мыслеообраза уже нельзя однозначно классифицировать как визуальные якоря, потому что они подвижны и могут меняться сами по себе. Это скорее некий объем пространства, который организм (или подсознание) человека интуитивно воспринимает как наполненный некий важным для него ресурсом. Многие люди отмечают, что присутствие «шара» дает им ощущение уверенности в собственных силах. Спектр практического применения мыслеообразов (в частности «шаров») исключительно разнообразен и существенно превосходит арсенал инструментов и практик НЛП. Так, определенным образом созданный «шар» помимо доступа к ресурсам, дает возможность:
- работать с болью (в таком случае он может, например, «намазываться» на больное место подобно мази);
- развивать органы чувств (специфические виды «шаров» центры зрения, слуха и обоняния отвечают за функционирование соответствующих орга-нов);
- осваивать исключительно тонкие формы бессловесного общения между людьми, связанные, в частности, с «погружением» «шаров» в тело другого человека с разными целями (данный метод используется во множестве разноплановых практик от форм психического подавления до интимных взаимоотношений);
- делать определенные вещи и предметы «своими» за счет «пропитывания» их собственной энергетикой.
Серьезным препятствием в работе с мыслеообразами может стать излишняя мистификация практики, придание всем перечисленным действиям некого магического оттенка, как это часто делают малограмотные экстрасенсе и доморощенные колдуны. На самом деле, в мыслеообразах не больше мистики, чем в технике НЛП «интеграция конфликтных частей». Даосы всегда были исключительно прагматичными людьми. Они знали, что посредством собственных практик они во многом просто обманывают сознание человека, открывая доступ к бессознательным ресурсам.
В традиции создание мыслеообраза часто происходит на базе какого-либо физиологического действия или явления. В подобной роли может выступать пульс, проглоченная слюна (для создания мыслеообразов внутри тела), биологически активная точка или зона, определенное положение конечностей и тела одного или нескольких человек. Все это используется в огромном количестве интереснейших манипуляций, из которых в настоящем докладе упомянуты только некоторые.
В отдельную группу следует выделить практики, связанные с активизацией мыслеообразов, укоренившихся в подсознании человека. Подобные мыслеообразы, как правило, связаны с основными инстинктами от природы присущими человеку. Так, значительное место занимают техники работы со страхом (чувством опасности). В простейших формах активизация происходит за счет поднесения к особо чувствительным участкам тела человека лезвия ножа или меча. На подобное действие организм подсознательно реагирует притоком особого рода ощущений, которые в традиции связываются с защитной энергией. Однако независимо от трактовки эффектом подобной практики всегда является излечение обрабатываемой зоны. Именно так восстанавливают слух и зрение.
В целом использование холодного оружия (ножа, меча) для ввода человека в измененное состояние сознания является своеобразной визитной карточкой целых разделов даосских практик, отличающих их от большинства других систем. Можно говорить о том, что найденные в древности методы лечения с помощью оружия, а также методы активизации остроты мировосприятия (аналог калибровки в НЛП) во многом уникальны и практически не повторяются в других традициях.
Работа со страхом теснейшим образом связана с управлением болью. Здесь ис-пользуется несколько основных подходов:
- отстранение от боли (аналог выхода в «третью позицию» в НЛП);
- слияние с болью (использование боли как «первой позиции»);
- трансформация боли в приятные переживания, наслаждение болью;
- устранение боли посредством наложения на соответствующий участок тела комфортного мыслеообраза (в традиции часто при этом использовались образы, активизирующие наиболее насыщенные телесные воспоминания, в частности эротического плана);
- снятие боли за счет особых форм дыхания, воздействия на биологически активные точки в сочетании с проговариванием определенных словесных установок (последние аналог гипнотических команд);
- преодоление боли за счет генерирования мощных эмоциональных состояний, в частности ярости, агрессии, решимости идти до конца.
Арсенал техник работы с болью на этом не заканчивается, но даже перечислен-ные подходы могут оказать значительную пользу людям, страдающим от тех или иных болезненных состояний. Особенно подобные приемы актуальны для профессиональных военных, лиц, участвующих в боевых действиях, спасателей и других групп населения, чья работа несет в себе потенциальную возможность серьезных ранений.
Мыслеообразы активно используются для управления эмоциями, в частности для развития навыка быстрой, произвольной смены эмоций. Здесь мыслеообразы обычно выступают в виде своеобразных визуальных (пространственных) или кинестетических якорей.
Сочетание определенной системы мыслеообразов с особыми формами движения закладывает основу мироощущения последователя даосских учений, формирует его модель мира. Затрагивая эту тему, сложно говорить о каком-то общем перечне «пресуппозиций» выработанном традицией. Нет и в принципе не может быть «кодекса поведения образцового даоса», потому что даос живет, соизмеряясь со своей собственной глубинной мудростью, интуитивно выбирая наилучшее решение в каждой конкретной ситуации. Даос осознает изменчивый характер мира и наслаждается этими изменениями. Смысл жизни даоса в постоянном развитии и совершенствовании. Идя по этому пути, он сравнивает себя «сегодняшнего» с собой же «вчерашнем», а не с кем-то другим. Даос воспринимает весь мир, не разделяя его на «плохой» и «хороший». Он искренне привязывается к объектам этого мира, но если они вдруг исчезают или становятся недоступными не страдает от потери. Само по себе страдание воспринимается как упражнение по развитию воли и качеств воина. Считается, что страдание всегда временно, а счастье постоянно. Более того, согласно воззрениям даосов счастье это основное состояние души гармо-ничного человека. Большинство даосских практик (в отличие, например, от буд-дийских) направленно на достижение и закрепление этого состояния. Даос всегда живет очень хорошо и очень долго.
НЛП может быть существенно расширено за счет моделирования стратегий «восточного мышления», восточного мировосприятия, которое по целому ряду параметров отличается от западной научной традиции, основанной Сократом, Платоном и Аристотелем. Многие современные исследователи Фритьоф Капра, Эдвард де Боно и другие указывают на новые перспективы, которые могут стать доступными при изменении привычных большинству из нас структур мыслительных процессов. Широко известное изречение Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» отражает только часть всеобщей картины. Она может быть дополнена цитатой Лао Цзы который говорил: «Не знать, что знаешь лучше». Здесь мы имеем дело уже с неосознанным знанием, глубинной мудростью. Восток уделял гораздо меньше внимания экспериментам и научным теориям, там не возникло даже самого понятия «гипотеза». В основе восточного пути лежит прямое озарение, которое интерпретируется посредством метафор, парадоксов, образов. Вот одна из даосских притч.
Однажды один из последователей учения Спокойных пришел к Ка-менной Птице с просьбой открыть ему новое знание. Птица взяла в клюв раковину, лежавшую на берегу реки, взлетела в воздух и бросила ее в воду. Раздался всплеск...
- Ты понял, что это такое? спросила Птица.
-Да, ответил воин.
А вы поняли?
Природа НЛП во многом двойственна. Оно, как продукт западной цивилизации, унаследовало от нее склонность к линейным построениям и классификациям. В тоже время большая часть пресуппозиций мастерского курса НЛП тяготеет к восточному мировосприятию, активно используя метафоры, параллельное, латеральное мышление и творческие, «внелогические» ресурсы бессознательного. Именно поэтому, НЛП может стать тем мостиком, который поможет соединить разные культуры и действительно сделать шаг за пределы любых навязанных нам ограничений.
Большинство людей, знакомых как с даосской традицией, так и с методологией НЛП отмечают их принципиальное, концептуальное сходство. Оно проявляется в сути обоих направлений, а не в их конкретных формах. Просто там, где специалист по НЛП говорит о формировании результата, даос будет вести речь об «искусстве выпускания стрелы», а модель нейрологических уровней Роберта Дилтса вполне может быть сопоставлена с системой «Вхождение в дом» (эта система выделяет несколько уровней любви, используя метафору входа в дом). Как здесь не вспомнить слова мудрого человека, однажды сказавшего: «Если вам кажется, что вы изобрели нечто принципиально новое, не поленитесь, загляните в книги старых Мастеров... И, если вы там этого не найдете, забудьте про ваше открытие вероятно, оно про-сто не кому не нужно!»
НЛП во многом подтвердило мудрость даосизма, придав древним знаниям современное звучание. Очевидно, что на переломном этапе развития должен возникнуть новый процесс обогащение модели НЛП за счет исследования эзотерических, восточных систем. Хочется верить, первый шаг на этом пути уже сделан. И дальше мы можем идти вместе.