Их довольно много. Есть глубоко проработанные и достоверные системы тестирования, например, для определения IQ, тесты на воображение, на творческие способности, личностные, на выявление психопатологий, на пространственное воображение, системные личностные тесты типа MMPI. Если Вам приходилось сталкиваться с этой областью, то Вы знаете, какие поразительные нюансы личности ухитряются увидеть с помощью тестов квалифицированные психологи.
Ну, а если человек чувствует себя здоровым, то он, скорее всего, действительно здоров. Если чувствует себя Человеком ещё не факт, что он соответствует общечеловеческой системе ценностей. Есть такие «Человеки» с собственной стройной системой ценностей, что их бы лучше в клетке держать. Но они считают, что именно они цвет Земли, а все окружающие недочеловеки.
В учении, согласен, главный фактор это желание учиться. Он первичен. Другое дело КАК, чему и у кого. В секты сатанистов приходят сами и учатся, пуская кровь из кур и котов, убивая бомжей. Так что, кроме желания учиться, важна ещё и внутренняя нацеленность ученика на некую область знаний, в которой он хотел бы образовываться. Под эти два «свойства» ученика случай подбирает учителя.
Ну ладно, предлагаю закрыть тему, а то мы с Вами бесконечный флейм разведём J