Это понятие из области психоанализа. Поэтому прежде чем перейти к сути этого чувства и к разговору о том, как от него избавиться – немного, как говорится, теории. Абсолютно все, что делает человек, управляется корой его головного мозга (а не подкоркой, как говорят некоторые не совсем сведущие лица). Но только часть этой деятельности мы осознаем – то есть можем обозначить словами, сказать об этих действиях и описать их на бумаге. Это наше сознание. Но наш мозг выполняет и массу другой работы, о которой мы ничего не знаем это и контроль деятельности желез внутренней секреции, и сохранение равновесия при ходьбе, и даже весь набор наших эмоций и чувств. Все это относится к так называемой области бессознательного. И если сознание определяет наш интеллект, то бессознательное отвечает за биологическое существование и создает необходимые условия для существования интеллекта. Соотношение сознания и бессознательного у человека весьма любопытно: еще в шестидесятые годы ученые обратили внимание, что для обеспечения всей интеллектуальной деятельности человеку необходимо всего 1-4% объема головного мозга. Спрашивается, чем же занята тогда остальная часть? А она работает исключительно на обеспечение бессознательного.
Человек по своей биологической сути – хищник. А убийство для хищника – дело естественное. Но теперь представьте, что было бы, если бы все мы начали друг друга убивать? История человечества закончилась бы еще в каменном веке. Именно поэтому на самой заре цивилизации в структуре человеческого мышления появилась так называемая «цензура» (или, по Юнгу, коллективное бессознательное) различные системы табу и запретов, в том числе и на убийство. Иногда мы называем это общественным мнением. А в качестве своеобразного наказания за асоциальное поведение в ходе эволюции на «коллективно-бессознательном» уровне сформировалось чувство вины. Ведь на самом деле человек, удерживаясь от совершения дурных по мнению данного общества поступков, боится не столько внешнего суда, сколько, как говорится, «суда собственной совести».
Но тогда получается, что это чувство полезно и совсем не надо его изживать? Так-то оно так, да не совсем. Можно сказать, что чувство вины как сдерживающий фактор – благо для общества, но беда для отдельного человека: в том случае, когда оно становится оторванным от собственно вины. Например, практически все преступники не чувствуют себя виноватыми (хотя их вина доказана судом) и не жалеют о содеянном – разве о том, что по-глупому попались. А чувство вины чаще донимает их жертву… Вообще нередко чувство вины гнетет того, за кем и вины-то на самом деле нет никакой. Поэтому давайте разберем несколько наиболее распространенных примеров, когда человек бесполезно тратит жизнь на самообвинения и искупление грехов.
«ВИНА» РОДИВШЕГОСЯ РЕБЕНКА
Порой детям, как только они подрастут и начинают представлять, откуда берутся дети, мама (а то и другие родственники) рассказывают в красках, с каким трудом он маме достался, как тяжело она носила беременность, как при его появлении на свет мучилась и страдала, сколько перенесла неприятностей – мол, все для того, чтобы дать тебе жизнь! И заканчиваются подобные речи, как правило, одним (для чего, собственно, и произносятся): а ты, неблагодарное дитя, теперь всю жизнь должен ей угождать, потому что именно ты один во всех ее муках виноват! Получается что ребенок виноват уж тем, что родился.
Понятно, что он не имел никакого злого умысла в отношении матери, и совсем не планировал причинить ей боль. По крайней мере, решение родить этого ребенка было как раз мамино (а если ребенок родился по глупости, то опять же, извините, не по своей). Кстати, если подробнее проанализировать большинство рассказов о тяжелых родах, то выяснится, что осложнения – тоже во многом следствие маминого поведения (иногда просто по незнанию). А то и вообще выясняется, что этой маме медики изначально запретили иметь детей – но она, как это часто бывает, не послушалась и рискнула. Ее риск увенчался успехом, только пришлось помучиться. Но ребенок-то чем виноват? Ему в таком случае надо чуть ли не спасибо сказать, что он сумел родиться вопреки всему.
Но к сожалению, глубинная причина таких поучений в другом: родители (и чаще всего мама) на самом деле просто хотели иметь живую игрушку, а получилась самостоятельная личность, которая их не устроила. Поэтому подобным чувством вины мать пытается привязать ребенка к себе, превратить в неодушевленный предмет, покорный родительской воле, чтобы легче было им манипулировать, потешая свое стремление поиграть в дочки-матери. Они бессознательно обвиняют ребенка фактически в том, что при его рождении пришлось перерезать пуповину, что позволило ему стать самостоятельным. Причем родителям не стоит здесь обижаться, даже если они считают, что это не так (поверьте, вы сами сожете не осознавать подобных своих убеждений).
«ВИНА» ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
Ощущение этой вины формируется, как правило, после кризиса, потери работы и тому подобных неприятностей. Человек убежден, что его уволили не из-за общего сокращения, а потому, что именно он такой нехороший, не умеет понравиться начальству; что мало получает он не потому, что не собрался с духом поменять работу, а оттого, что ему нигде много не дадут… Совсем «хорошо», если и родственники начинают обвинять его во всех подобных грехах. Вероятно, они думают, что это подвигнет человека на новые финансовые подвиги во искупление своей «провинности»? Вовсе нет: чувство вины очень непродуктивное и вредное, оно заставляет застревать в прошлом, ругать себя за уже совершенные ошибки – но никак не анализировать их и не пытаться исправить ситуацию. Это чувство не позволяет жить настоящим и что самое неприятное, не дает возможности формировать будущее. Все мысли подчинены только самообвинению, и на то, чтобы думать, как улучшить свое положение, ни сил, ни ума не остается. Здесь наиболее важна как раз позитивная поддержка – чтобы хоть кто-то верил в твои силы и возможности!
«ВИНА» ЖЕРТВЫ ИЗНАСИЛОВАНИЯ
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев разговор об изнасиловании так или иначе завершается выводом по принципу «сама виновата». А на самом деле – можете ли вы судить, почему жертва вышла в одиночку на улицу поздней ночью, по какой причине приняла приглашение сесть в подозрительную машину? Почему не смогла физически за себя постоять – может быть, потому, что просто не может ударить человека? А с незнакомым мужчиной неужели нельзя женщине просто заговорить? И ее ли вина, что этот мужчина рассматривает женщину только как инструмент для удовлетворения собственной похоти? Более того, бывают ситуации, в которых как ни поступи – все равно окажешься виноватой. Скажем, девушка пришла в незнакомую компанию со своим парнем, который обещал ее проводить – и, извините, смылся. И ей приходится выбирать: или возвращаться в одиночку поздно ночью (а то еще через пустырь или стройку), или ловить машину (и то, если деньги есть), или же оставаться в подвыпившей незнакомой компании и ждать неизвестно чего… Конечно, можно сказать, что не надо было никуда ходить с этим парнем – но далеко не всегда можно предугадать такое поведение своего спутника, особенно если девушка влюблена…
Во многих случаях жертва еще до факта насилия обращается к прохожим за помощью? Как вы думаете часто ей помогают? Криминалисты даже рекомендуют в опасной ситуации кричать не «насилуют» и даже не «помогите», а «Пожар!!!» Уж тогда, мол, люди точно выскочат из своих квартир – а так и не просите. А теперь скажите, если жертва не смогла пойти на такую маленькую ложь потому, что просто не умеет врать – разве она в этом виновата?
Более того, жертвы изнасилований, если остались в живых, нередко сами лишают себя жизни – именно из-за чувства вины, а не потому, что им тяжело пережить сам факт насилия. У них просто не хватает сил дальше жить под гнетом всеобщего порицания… А на самом деле те, кто пытается повесить чувство вины за насилие на жертву, скорее всего таким образом стремятся избежать обвинений в собственной беспомощности.
«ВИНА» ПОСЛЕ СМЕРТИ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА
Здесь возникает, если можно так выразиться, целый букет разновидностей чувства вины. И переживания, что ты сам косвенно виновен в смерти (к примеру, плохо ухаживал за больным); и страдания, что перед смертью вы не смогли прийти и попрощаться «как следует»; и особенно гнетущее чувство возникает после самоубийства близкого человека особенно если он в последней записке впрямую вас обвинил… А на самом деле вашей вины ни в каком случае нет. У вас же не было умысла убивать, да вы даже бессознательно не желали этой смерти – особенно если не пришли попрощаться: ведь вы и не подумали, что человек может умереть, более того, в глубине души были уверены, что с ним будет все в порядке… (Что касается самоубийства – подробнее см. Суицид). И даже если вы в сердцах пожелали кому-то, извините, «Чтоб ты сдох», а назавтра этот человек попал под машину или у него случился инсульт – вам тоже не в чем себя винить. Разве вы Господь Бог, что люди умирают только по вашему желанию?
Кстати о Боге. Уже много лет тянется конфликт священников и психоаналитиков. Потому что психоанализ признает, что никакие мысли, в том числе и подспудное желание кому-то смерти, не являются проступком, а священники считают, что даже мысли могут быть грехом. Да, обществу в целом в принципе нужна такая догма о греховности мысли и соответствующее чувство вины хотя бы потому, что у некоторых людей от мысли до действия один шаг (и этот шаг может быть сделан даже бессознательно). Но с точки зрения биологии человеку бессознательно чуть ли не должно хотеться тех или иных вещей, направленных на его приземленное, животное благо – в том числе и смерти того, кто стоит у этого блага на пути. И задача психоаналитика – помочь человеку избавиться от чувства вины за эти мысли, а также помочь найти выход из проблемы, которая такие мысли вызвала. Но при этом выход должен осуществляться обязательно социально приемлемыми методами!