> От себя позволю напомнить старый, бородатый анекдот про двух быков на горе, старого и молодого, и стадо коров внизу J J J.
Отлично J Анекдот прямо в тему!
У учителя есть причины не давать ответа ученику, и причины очень веские.
Есть такой психологический феномен - феномен чрезмерного авторитета. Он выглядит примерно так: если человек для вас не авторитет - вы ему не верите совсем, иногда даже не слушаете. Если средне-авторитетен вы его послушаете и затем примете решение доверять ему или нет, или же зададите наводящие вопросы чтобы это решение принять.
Если человек дл вас большой авторитет - вы начинаете верить каждому его слову. А если авторитет очень-очень велик - наступает что-то вроде насыщения ума: вы слушаете его как птичку, не особенно вникая в смысл и принимая любое слово. Этот путь очень хорош в служении-бхакти, любовном служении. Познание через любовь. Такой путь выбрали кришнаиты правильно они называются бхакти, преданные.
Это редкое качество полного растворения в сверх-авторитете, в нашем примере - в божественном Кришне. Но такой путь хорош не для каждого человека и не для каждой линии обучения. Представляете, что будет, если вы так уж возлюбите учителя боевых искусств? Некоторые его методы просто перестанут работать!
Поэтому учитель несет большую ответственность за ученика. Он как раз НЕ ДОЛЖЕН давать ему прямой ответ, иначе ученик что сделает? Правильно из-за признания высшего авторитета учителя сделает из ответа догму. А дело в том что и вопросы надо правильно задавать, и ответы слушать. За поверхностью ответа скрывается еще больший ответ, затем кора ответа, ядро ответа и сердце ответа. Их надо достигать. Это похоже не свечку пламя вовсе не обнородно. Корона пламени жарче всего, к нему больно поднести руку это поверхность ответа. Но сердце пламени, в котором рождается реакция горения это его центр у самого фитиля. Если вы медленно-аккуратно пронесете спичку сквозь корону, она окунется в ядро пламени и не вспыхнет. Попробуйте пробелать этот маленький эксперимент на практике, да не один раз это даст вам понимание процесса в самой его сути. Быстро двигаете спичка вспыхнет и сгорит от короны пламени. Слишком медленно начнет гореть тоже. Но есть одна скорость, один тип движения это можно понять на мышечном кровне когда вы проносите спичку сквозь пламя и она погружается в самое сердце реакции, даже не начав тлеть. Это изумляет.
В точности так же вы достигаете сердца ответа.
Если ученик еще молод и не владеет бдительностью, аккуратностью, непрямыми способами видения и получения ответа, слушая себя и окружающий мир есть большая вероятность что ученик усвоит поверхность ответа и на этом остановится. Подобный пример есть в книге «Опыт дурака», где ученик известного арабского медика смешал все в нужной пропорции и так покалечил пациента. Это и есть один из грустных примеров усвоения частичного ответа.
К тому же учитель несет на себе всю тяжесть ответственности за полное и разностороннее раскрытие потенциала ученика. Вы не такой, как другие, вы индивидуальность. Но также вы непроявленная индивидуальность, вы себя сами пока не знаете. А учитель обязан выволочь вам на полноту восприятия себя и мира, и давать вам именно такие знания, которые вы сможете усвоить и ретранслировать наиболее полно.
Избегая прямых ответов, учитель дает вам шанс приоткрыть себя самого наиболее полно, проявить качества , о которых вы возможно в себе не знали - или не хотели знать. Проявление это важный этап работы. Поэтому в общении с учителем вам надо включать все свои рецепторы - ум, сердце, осязание, обоняние, ощущение, память, аналитические таланты. Вам нужно подметить, как учитель разговаривает с другими учениками в тех или иных случаях и какой результат дают его слова и действия. 90% заложено в действии, а не в слове, учитель может сказать «Да», но действовать как «нет», а вы должны научиться понимать - почему он это делает. Поскольку наиболее трудно понять то, что происходит с вами, со стороны виднее - вам имеет смысл понаблюдать за работой учителя с другими учениками или с залом. Наблюдать как бы в глубину - что он НА САМОМ ДЕЛЕ делает, делая то или другое. Работа учителя всегда многоуровневая, как только вы чувствуете-осознаете это - тут же открываете многоуровневость себя. так и происходит настоящее обучение, иначе компьютер-библиотека был бы наилучшим учителем в природе, тогда как он был и остается чуть большим, чем справочной системой. Даже компютер можно применять на разных уровнях, в зависимости от вашего J
Получается величайшая капуста в природе, но пусть вас это не пугает. Вы сами сложны как целай Вселенная, и потому методы, позволяющие вам познать и раскрыться под стать вам самим.
... а когда вы медленно, ме-е-е-едленно приблизитесь к коровам, то есть к ответам, то сможете иметь их всем J