это потому, что я впал в примирительное настроение и склонен закруглить тему (благо, ответ Норбекова мне подсказали) )))). Но раз уж Вы даже более последовательны в моей т.з., чем я )))), то вот мои соображения:
мне ответ Норбекова импонирует, в общем. Система это еще не вся жизнь, и если лысина более-менее пофиг и даже симпатична, а времени на ее уничтожение надо много та ну ее к черту. Для меня лично лучше, если он еще книжку напишет, чем по 20 часов в день будет со своей лысиной сражаться. (если отвечать прямо да, я считаю, что ощущение комфорта Норбекова ложное, но в данной ситуации для меня это не принципиально важно)
для меня было важно как раз то, КТО говорит о причинах лысины. Сам Норбеков про себя может сказать что угодно, и я в той или иной степени это приму. но когда целый ряд практикующих говорят: «я не знаю (и не очень хочу узнавать), что там думает сам Норбеков, но мне кажется...» это сугубо неправильно.
В любом учении существует «презумпция правоты учителя», и это правильно, иначе можно сомневаться над каждым его словом вечно. Но если это преувеличивается, может возникнуть такая своеобразная область неуверенности, даже страха, что «учитель может быть неправ», и она как-то начинает обходиться стороной. В этой области уже и логика начинает отрицаться, и даже самого учителя в какой-то мере боязно спросить. «Лучше защитить учение на дальних рубежах». «Не выносить сор из избы». И возникает защита такого рода: «Если вы видите, что у нас что-то хреново, так это вы ничего не понимаете, а НА САМОМ ДЕЛЕ все предусмотрено и специально затеяно». Вот, кстати, довод «отделяйте учение от носителя» по большей части из той же оперы (но это большая тема). И в большой части случаев на самом-то деле учитель вполне себе прав (и в данном случае тоже ну нельзя всю жизнь погробить на вычистку себя любимого), а неправильно поняли и идеализировали его практикующие. Я по некоторым причинам очень чувствителен (не в критическом смысле, а, скорее, с т.з. техники безопасности) к таким, условно говоря, «слабым местам» той или иной практики, поэтому и -.
(я не очень внятно ответил, наверное. Мыслительный азарт пригас слегка.)