B египетской мифологии бог растительности. Центр его культа Мемфис. Считался сыном Птаха и Сехмет, но в некоторых текстах говорится, что он вырос из тела богини полей. Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса , из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра».
ЛОИСАОМОНГ, в мифологии шанов Бирмы (тайская языковая группа центральный столб мира, аналогичный горе Меру в индуистской и буддийской мифологиях. Гора Лоисаомонг возникла из цветка лотоса, принесённого -на землю богами. Из листьев лотоса образовались четыре обитаемых материка земли. Лоисаомонг покоится на огромной рыбе. По другой версии, пера:
начальный мировой океан стал наниматься к небу и тогда боги послали вниз четырёх огромных пауков, которые соткали четыре материка земли. Гора Лоисаомонг расположена на северу южного острова. Вокруг горы ходил солнце. На горе Лоисаомонг сосредоточены все ветры. У подножия горы живут драконы, а наверху птицы-галоны. Когда в мире много воды, то галона крыльями её сбивают. Лоисаомонг — обиталище верховного бога Линлауна
Мистическая география индусов видит в лотосе отображение земли, которая плавает, подобно водяному цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная строго посредине, гора богов Меру (индуисты и по сей день полагают, что гора действительно существует и находится где-то в Гималаях). Члены теософских обществ, учрежденных последователями Елены Блаватской, возникшие десятками в XIX веке в Северной Америке и Европе, были убеждены, что «где-то в высокогорных долинах между Непалом и Монголией живут бессмертные существа (так называемые Махатмы), которые своими астральными силами управляют судьбой мира».
Вокруг этого места поднимаются другие гигантские горы как тычинки, лепестки раскрытого цветка, как четыре основных части света. Некоторые брамины видят в этом символ четырех главных культурных центров, расположенных вокруг «крыши мира», то есть сама Индия на юге, греческо-европейское Средиземноморье на западе, области, подвластные татаро-монголам,- на севере и Китай на востоке. Другие же государства, венцом окружающие основные , многочисленны и малозначимы, ведь все они находятся под влиянием четырех основных культур. Кстати, гуцулы карпатские славяне видят символ мира в четырехдольном листе клевера. [bdgs]
Существует определенное соответствие между символизмом лотоса и символизмом розы в Западной культуре. В Египте лотос символизирует рождение или первое появление (19). Сонье считает его естественным символом всех форм эволюции (49). В средние века он приравнивался к мистическому «Центру» и, следовательно, понимался как сердце (56, 14). В качестве художественного образа он относится к мандале; его значение варьируется в зависимости от количества лепестков: лотос с восемью лепестками рассматривается в Индии как Центр, в котором пребывает Брахма, и как видимое проявление его скрытой активности (26). Цифра восемь похожа на мандорлу в романском искусстве, означающую пересечение земли (число четыре или квадрат) с небесами (круг). «Тысячелепестковый» лотос символизирует последнее откровение; в его центре обычно изображается треугольник, а в треугольнике «великая пустота» символ бесформенности. Рене Генон, изучавший обширнейшее содержание символики лотоса, замечает, что «потенциальные возможности бытия реализуются посредством активности, которая всегда является внутренней (аналогично понятию »роста" у отца Грэтри), поскольку она осуществляется в каждом случае из центра; кроме того, с метафизической точки зрения невозможно внешней активностью охватить бытие в целом. Для такой деятельности единственно возможным является относительный и частичный охват... Эта реализация потенциальных возможностей изображается в различных символических формах как распускание цветка на поверхности «вод»; в целом, в восточных традициях это лотос, и роза или лилия на Западе. Существует отдаленное родство между этими цветами и окружностью как символом видимого мира, а также космическим Колесом. Способы и формы изображения этого символа весьма разнообразны, но он всегда связан с символикой чисел, т.е. его значение зависит от количества лепестков" (25). С древнейших времен лотос был единодушно избран в качестве символа китайцами, японцами, индийцами, египтянами и арийцами. Цветок лотоса, вырастающий из пупка Вишну, символизирует вселенную, возникающую из центрального солнца центральной точки или «неподвижного перводвигателя». Он является атрибутом многих божеств (9). В символике лотоса идея эманации и реализации преобладает над идеей скрытого Центра, привнесенной с Запада.
цветок, который на юго-востоке Средиземноморья и в Азии так же знаменит, как в Европе роза и лилия. Под этим названием объединяются различные виды растений; в Египте это белый лотос (Nymphaea lotus) и синий лотос (Nymphaea cerulea), в Индии водное растение, цветущее белым и красноватым цветом (Nelumbium nelumbo и Nelumbium nucifera), в некоторых книгах лотосом также называют белые кувшинки Центральной Америки. Nymphaea ampla (майя: нааб или никте ха). В Древнем Египте цветок лотоса упоминался в мифе о сотворении мира (см. Восьмизначность)', он возникал из первичного ила, и божественный творец мира появлялся «в виде прекрасного юноши» из чаши цветка. Цветы, которые раскрываются при восходе Солнца и вечером закрываются, ставились в связь с богом Солнца и появлением света из ила мифических доисторических времен. Многие живописные произведения на стенах фиванских надгробий изображают заводи с лотосом, где погребенный разъезжает в тростниковой лодке, «колонны из пучков лотоса» принадлежат к великой египетской архитектуре; венки из цветов лотоса клали умершим в могилу. Папирус и лотос в их соединении символизировали объединение частей государства. Больше, чем белый, ценился сладко пахнущий синий цветок лотоса. Он был атрибутом Нефертума, юного бога Мемфиса, «бога благоуханий», и назывался «красавица» (нен-нуфер). Индийский цветок лотоса важнейший символ этого региона для обозначения духовного начала и искусства. Его богиня Падма доарийCKOlo происхождения обозначала воду и плодородие; в арийское время ее связывали с супругой Вишну Лакшми и Брахмой: в индуистской мифологии творец мира Брахма рождался из цветка лотоса, который рос из пупа спящего в воде Вишну. В рамках буддизма лотосу уделяется еще большее внимание. У Будды Гаутамы «глаза лотоса. ноги лотоса и бедра лотоса». Учитель (гуру), который распространил буддизм на Тибет (8 в.), носит имя Падмасамбхава ("возникший из лотоса"). Бодхисатву Авалокитешвару в одном облике зовут Падмапани ("держащий в руках лотос"), причем цветок выступает символом сострадания. В другом облике его зовут Падманартешвара ("бог танца с лотосом") и он несет красный цветок лотоса. Он является также великим символом познания, которое ведет из круговорота перерождений в нирвану. Тибетская формула молитвы «0м мани падме хум» переводится «0м, сокровище лотоса, аминь», причем толкование тантризма «психоаналитично» и намекает на духовно созерцаемое сексуальное слияние женского цветка с мужской энергией. В системах йоги высшее духовное познание поднимающихся в теле потоков энергии сравнивается с распусканием цветка логоса на темени, точно так же в даосизме с «золотым цветком» как высшим лотосом. И в Китае символика лотоса связана с буддизмом. Лотос, который имеет начало в иле, но выходит из него чистым, лишенный веток благоухает, распускает цветок и смотрит вверх, является образом чистого стремления, а также символом одного из «сокровищ» или «драгоценностей» как в буддизме, так и в даосизме, равно как и атрибутом «бессмертной» Хэ Сянь-гу (см. Восьмизначность). Слог «хэ» (лотос) в мужских именах раньше выражал связь с буддийским учением. Синий цветок лотоса (ч'инг) увязывают с одноименным понятием «чистота». Другое имя лотоса, лиен, звучит так же, как «обязывать» или «скромность», что опять дает повод к ребусным зашифровкам пожеланий счастья. Так, например, мальчик с цветком лотоса представляет пожелание «Пусть ты будешь снова и снова наслаждаться изобилием». Изуродованные путами ноги знатных китаянок назывались «согнутым лотосом» и должны были обеспечить изящную походку и воздушность в танце. Этот жестокий обычай был официально запрещен только в конце 19 в. Традиция установила 8-й день четвертого месяца как день рождения Фо (Будды) ("в который цветет Лотос"). У юкатанских майя лотосоподобная белая кувшинка была «цветком воды» и часто изображалась на глиняных сосудах и в виде рельефа. Быть может, она добавлялась в наркотическое питье, некий медовый напиток «балче», смешанный с корой лонхокарпуса, чтобы приводить жрецов ягуара в экстаз. См. Мед. Из цветка поднимается вновь родившийся для новой жизни в западной загробной стране.
-
Закрывающиеся под вечер белые лилии уходят под воду, чтобы они были недоступны рукам; в начале дня они, повернутые на восток, стремятся вверх и открываются свету. Мифологически красная лилия (лотос) это «цветок, который возник в начале» и появился из первоводы (Нун), но, с другой стороны, он также «вышел из огня». Цветок одинаково близок и воде и огню, хаосу тьмы и божественному свету. Появляющийся из воды лотос становится символом появляющегося из ночи солнца. Поднимающийся на цветке лотоса из праморя бог Солнца был близким для египтян представлением. В 15-й главе «Книги Мертвых» Ра появляется в виде «юноши, который выходит из лотоса». В гробнице Тутанхамона была найдена портретная голова, которая поднималась из цветка лотоса. Но прежде всего лотос это растение бога Нефертема.
В восточной мифологии много священных растений и животных. Прежде всего, это дерево бодхи, под которым на Будду снизошло просветление. Отростки дерева этого вида развезены по всему миру, многие монастыри имеют особые павильоны, где в тепличных условиях выращивается из маленького отростка это священное дерево. Вторым по популярности растением можно назвать лотос. Он считается символом чистоты, духовного просветления, сострадания. Все высшие персонажи пантеона изображаются сидящими на цветке лотоса, так называемом «лотосовом троне». Считается, что не только боги, но и некоторые выдающиеся деятели буддийской истории родились из цветка лотоса .