ANNA
       Free Cat
       Кредо Группы 2А
  2A Представляет:
     Наши статьи
     Картины Анны
     Рассылки
     Проекты
     Книги
     Мы поддерживаем

   Написать письмо
   Послать Открытку
   Завалиться в Форум
   Потрепаться в ЧАТе
   Закрытая Гостевая
   На Главную
 

Аниме: молчание кипящей пустыни.

Стиль японской мультипликации, называемый аниме, отличается от классического европейского стиля рисования некоторыми своими характерными качествами. Но разница заложена не только в визуализации образов, но и в их динамике, стиле поведения и отраженной в мультипликационной форме искусства жизненной философии. Некоторым особенностям аниме, замеченным при просмотре таких мультфильмов, как "Принцесса Мононоке", "RD Veda" и десятка других посвящается эта статья.

    Жанр японской аниме имеет своих поклонников по всему миру. Как правило, поклонники аниме любят все аниме вместе взятое и часть их оставляют вторую сторону предпочтения - а именно неприязнь - классическим видам мультипликации, таким как произведения небезызвестного Диснея. Оставаясь объективной насколько это вообще возможно, следует с самого начала заявить о своей непричастности к любого вида экстремизму. Я не являюсь поклонником или ненавистником любого вида мультипликации (впрочем, это можно успешно распространить на большую часть жизненных явлений), отдавая свое предпочтение лишь настоящим произведениям искусства любого направления. Любой, кто имел опыт в искусстве диспута, может подтвердить, что если знать логику и правила построения защиты и нападения, можно логично доказать или опровергнуть решительно что угодно. Поэтому вопли сторонников, равно как и аргументы противников лишены настоящего аналитического подхода.
    Я неоднократно была свидетелем заявления любителей аниме о глупости Диснея, и заявлений любителей Диснея о техничности аниме. Ни те, ни другие суждения не несли в себе никакой полезной информации. Идиотские произведения характерны для любого рода человеческой деятельности, поэтому у жанра аниме не меньшее количество дури, чем у жанра мультипликации в классическом стиле. Многочисленные шаблонные произведения встречаются в любой сфере человеческой деятельности, где имеется лазейка для более чем пары аккуратных гениев. Поэтому предметом моего интереса в данном случае будет лишь указание на некоторые особенности аниме, которые вы можете наблюдать самостоятельно при просмотре мультфильмов. До тех пор, пока эти особенности не выделены как характерные элементы стиля, они имеют притягательность неповторимой индивидуальности. Но зная их, вы можете иметь удовольствие выделить из кучи хлама действительно хорошие, добротно сделанные произведения, а не распространять свою приязнь на всю кучу в целом.

    Самая первая странность, которая нашла свое проявление в аниме, это изображение физических тел героев. Вся эстетическая традиция Японии оперировала диаметрально противоположными европейским принципами эстетики. Например, большие глаза считались признаком мужественности. Если вы обратите внимание на гравюры старых мастеров, то эта чета кажется оправданной. Взгляд мужчины является открытым, взгляд женщины - это опущенная вуаль. Поэтому узкие глаза, подчеркнутые черной линией туши по верхнему веку и красной по нижнему, считались непременным элементом общей эстетической картины. Талия и бюст, столь акцентированные в Европе, подвергались в Японии суровому обращению. Бюст бинтовался по возможности более туго длинным куском ткани, талия сводилась на нет широкими поясами-оби с их декоративными бантами. Высокий бюст у японской женщины долгое время считался вульгарным. Действительно, довольно трудно соблюсти правильность декорирования в многочисленные кимоно, если в середине тела вы не имеете возможность завязать оби ровно (поэтому пышные европейки в кимоно выглядят немного странновато). Японки декольтировали спину, что в сочетании с высокой прической придавало фигуре изящество очертаний, особенно в профиль. Жесткая структура азиатских волос позволяла создавать как пышные прически, напоминающие архитектурные сооружения, так и отращивать длинные волосы для официальной придворной жизни, которые на несколько метров волочились за своими небольшими обладательницами. Соотношение длины торса к длине ног создала одежды, в которых эта особенность строения тела получила свое выгодное отражение. Одно время большая длина торса по отношению к длине ног считалась непременным признаком красавицы. Поскольку походка женщины должна была соответствовать одеяниям и занимаемому положению, а также соответствовать положению женщины в японском обществе в целом, то с учетом всех этих ограничений женщина могла только семенить на полусогнутых ногах. Кстати, походка на ногах со слегка согнутыми коленями характерна для многих азиатских культур. Таким образом женщина двигалась очень медленно, очень изящно и колебания ее тела напоминали колыхание ветвей ивы. Это позволяло большую выразительность неявных жестов и форм выражения, большую эстетику переливов одежд и большую связанность в свободе перемещения. Японская женщина была женщиной при очаге, за исключением небольшого числа ниндзя и тому подобных личностей. Если в Китае обучение воинским искусствам и сражения были нормой для обоих полов, то подчеркнутая мужественность самурая в японской культуре должна была уравновешиваться подчеркнутой женственностью самурайских жен. Естественно, подобный выбор более виден в городской жизни, тогда как в сельскохозяйственных общинах все искусственные ограничения стирались необходимостью тяжелого физического труда для каждого члена семьи.

    Первые описания европейцев в японских хрониках полны удивления. Строение тела с длинными ногами вызывало удивление негативного типа, почти ксенофобию. Большие носы служили предметом шуток, манеры поведения и бороды казались варварскими проявлениями - в общем, вполне обычный набор выделенных отличающихся признаков под соусом неприязни. (Это просто интересный факт, не относящийся к тематике данной статьи, но европейцев в Китае долгое время называли "заморскими дьяволами, передвигающимися на прямых ногах"). И подобные взгляды продержались довольно долго. Например, провал попыток завоевать японских девочек вездесущей куклой Барби потерпел сокрушительный провал. Это была одна из мало упоминаемых провальных акций попыток международной торговли, поскольку причины провала кажутся европейцу абсурдными. Кукла Барби была признана в Японии неэстетичной и неестественной по 2 главным признакам - длине ног и высоте груди, и еще по дополнительным признаком цвета и размера глаз, цвета волос и остальных мелочей. Провал Барби был особенно оскорбителен для ее создателей, потому что именно эта пара признаков считалась ее самыми привлекательными свойствами. Но так или иначе, провал произошел. Эстетические каноны Японии восторжествовали, и это было относительно недавно. И вот мы видим японское аниме, обладающее всеми визуальными признаками антиэстетичности с позиций традиционной японской культуры. Неимоверно длинные ноги, высокие бюсты (для леди-аниме), тонкие талии и большие глаза , девушки скачут как кузнечики в поднебесье, затмевая солнце задранными юбками. На первый взгляд все это выглядит странновато, если принять во внимание контекст культуры. Не вдаваясь в экономические материи, которые несомненно сыграли свою роль в столь решительном повороте к Европе, я остановлюсь на конкретных особенностях аниме время от времени буду указывать на их корреляции с элементами традиционной эстетики и философии.
        Молчание.
    Сколько бы ни было текущих разговоров и перепалок, вся структура аниме пропитана молчанием. Эта деталь очень важна для понимания остальных характерных особенностей аниме, поскольку отчасти объясняет его некоторые проявления, а также является основной позицией японской философии. Для примера попытайтесь сравнить 2 эпизода. Первый - это компания Мак-Даков несется сломы голову, по дороге не уставая обсуждать дядю Скруджа и строить предположения на его счет, щедро пересыпанные шутками. Второй - компания странных и разношерстных личностей-аниме перекидывается фразами до тех пор, пока каждый не вздрагивает от смутного сознания опасности; в следующий момент моментально мобилизовавшаяся компания несется в полном молчании и сосредоточенности с тем, чтобы покрошить мечами очередного монстра. В первом примере утята тратили на бег лишь часть своей энергии, поскольку не меньше были увлечены разговором и сопутствующими эмоциями. Во втором случае герои-аниме трепались не меньше, но до тех пор пока опасность не была обнаружена. После обнаружения они перешли в абсолютную сосредоточенность на действии, перебрасываясь лишь редкими репликами тактического назначения.
    Эффективность и концентрация на действии является двумя непременными характеристиками погружения в действие целиком. Эта черта культивировалась на Востоке долгие столетия развития философии, воинских искусств и образа жизни. Концентрация на деталях и погруженность в действие было условием выживания. Для того, чтобы полностью погрузиться в то или иное действие, совершенно необходимо прекратить терять энергию на внутренний или внешний диалог. Способность погружаться присуща японской культуре и философии - вспомните например традиции самурайских дуэлей, в которых дело решал один удар. Поэтому свойство героев аниме действовать в молчании является связующей нитью между ними и японской жизненной философии, как бы аниме не выглядели внешне.

    Нижеследующие особенности стиля аниме просто перечисляются, дабы не загромождать повествование излишними выкладками. Эти особенности вы можете увидеть практически в любом мультике аниме, который не сделан по европейскому сериальному шаблону.
    Итак, попробую нумеровать эти особенности - интересно, сколько штук получится ;)

    1. Окружающая среда: сила тяжести, похоже, в мире аниме сурово уменьшается в том случае, если герой желает взлететь или упасть. Любое концентрированное мышечное усилие заставляет взлетать под небеса. Если же герою доводится упасть, это сильно напоминает постановки боевых композиций в гонконгских боевиках, то есть герой-аниме падает замертво, но затем встает и продолжает действия с минимальным количеством хромоты. В некоторых случаях это указывает на сверхъестественную выдержку героя, которые невзирая на раны сражается как ни в чем не бывало и только после победы позволяет себе немного умереть. В остальных случаях повреждения настолько незначительны, что герой считает нужным только немного разозлиться.
    2. Авторы аниме - любители показать контрастные по отношению к внешности способности. Маленькие девочки с подчеркнуто ангельской наружностью мочат демонов, младенцы обладают пси-способностями, позволяющими выворачивать наизнанку тренированных ниндзя, злобные типы в конечном итоге оказываются совсем неплохими ребятами. Все это очень привлекательно по сравнению с предсказуемыми сериалами типа Воинов-Скелетов, в которых авторам не приходит ни тени мысли ради разнообразия показать гадов неплохими стратегами или душевными личностями. Другое дело, что каждый штамп может надоесть - когда например я вижу в аниме какое-то существо невинного вида, очень вероятно что оно станет самым разрушительным из всех возможных. Однако разрушительность аниме - вещь импульсная, и потому проявляется все же не постоянно. Отсутствие штампов - вещь редко наблюдаемая, и потому особенно придираться к этому не стоит. Главное чтобы штамп не создавал собственным умственных тупиков, и тогда смириться с ним будет проще простого.
    3. Из вышеперечисленного вытекает еще одна притягательная особенность аниме - несоизмеримость усилий, размеров героя и результатов его воздействия на внешнюю среду. Небольшие существа приносят многочисленные разрушения, а легкое мышечное напряжение помогает взлететь. Это все просто мечта - так передвигаться можно разве что во сне. Похоже, что большинство деяний совершаются в аниме благодаря усилию мысли, эмоций или духа, поскольку мускульная активность выглядит скорее вторичным сопровождающим качеством, нужным для концентрации внимания и направления воздействия.
    4. Движение практически безинерционное, то же относится к выражению эмоций, чувств и действиям. Все это дает возможность проявить беспрепятственную экспрессию, взрывные переходы от одного состояния к другому.
    5. Вовлечение в действие всех эмоций. Эта способность усиливает любое действие независимо от его направления - вы можете попробовать использовать ее в своих собственных делах.
    6. Неторопливость действий в обычных обстоятельствах - в противоположность концентрированного действия в бою. Пешком аниме передвигаются очень медленно, изящно семеня ногами, возможно именно по этой причине для того, чтобы вообще куда-то попасть они вынуждены уравновешивать это качество способностью далеко и высоко прыгать, а также бегать с равномерным темпом. Таким образом, расслабление сменяется вовлеченностью всех усилий в действии -это качество является основным в обучении боевым искусствам Востока. Внутреннее молчание позволяет осуществить резкий переход от спокойного и расслабленного наблюдения к взрывному действию, в которое вовлечена вся энергия.
    7. Аниме внимательны к своему окружению - как правило, за исключением героев-детей и созданий с детской психологией, все они даже во время ссор говорят по очереди, а не галдят общим хором. Почти каждой фразе присуща предварительная пауза-молчание. Создается впечатление, что внимание каждой фразе собеседника обеспечивает правильное понимание высказываний и обдуманные собственные суждения. Это то качество, которое так редко встречается в жизни и которое так хотелось бы видеть почаще.
    8. Каждый аниме-воин высоко (и как правило узко) специализирован. Поэтому действия всего коллектива в боевой ситуации происходят без длительных предварительных совещания. Остается непонятным, как в гуще боя они со своими скоростями не порубали друг друга, но это можно отнести на гипотетический случай их телепатических способностей, а может и специальной системы отталкивания типа электростатических плюсов с плюсами.
    9. Споры, в которых принимают деятельное участие более чем 2 члена группы, очень редки. Пока пара дерется, обычно остальные смотрят. Это указывает на отсутствие резонанса в группе в тех случаях, когда он вреден, а может остальные просто делают ставки. Как бы то ни было, скандаля с более чем 2 активными участниками редки. Как ни крути, это положительное качество!
    10. Приказы властелина выслушиваются в молчании, препирательства невозможны. Обдумывание и принятие решений в большинстве случаев происходит в молчании.
    11. Движения пластичны и изящны у всех поголовно, за исключением избранных на роль вечных нарушителей гармонии дурацкого вида зверьков. Ничего кроме замечания о том, что небольшое количество дурости подчеркивает общую разумность, высказать нельзя.
    12. Большинство аниме невинны и прозрачны. Это проистекает из возможности отдаться действию или же покою. Поэтому фоновые злобные мысли не параллельны отвлекающим правильным маневрам, поскольку высказываются в большинстве случаев после совершения действий. Если же гадкие мысли идут параллельно хорошим действиям, фальшь обычно заметна с первого взгляда. Поэтому даже гады по сценарию (как мне показалось) выглядят не особенно плохими в общем контексте.
    13. Аниме полны характерных жестов- идентификаторов определенного внутреннего состояния, как это присуще японским театрам Но и Кабуки. Например полуоткрытый рот и поднесенная к нему рука обозначают смятение и удивление с оттенком горечи, то же при улыбке - удивление в оттенком радости. Расположенный высоко центр тяжести позволяет фигурам двигаться особенным образом, характерен поворот головы без поворота корпуса, низкие стойки в прыжках (технически очень правильно - иначе можно отшибить пятки и утратить равновесие), а также иные элементы, характерные для воинских единоборств Востока.
    14. Даже при абсолютном покое и молчании фигуры внутренняя активность показана движением глаз и различными внешними деталями, такими как колебания краев одежды и волос. Парение тканей и причесок вообще играет роль дополнительной иллюстрации динамики активности.

    Все эти особенности аниме становятся очевидны, если внимательно смотреть мультфильмы. При первом просмотре мир аниме настолько захватывает, что кажется равнозначным реальности (речь идет, конечно, только о лучших работах). Действие аниме, казалось, началось задолго до самого мультфильма, многие моменты повествования показываются раз и затем исчезают, не имея больше продолжения в истории. Чередование покой-активность дает ощущение живости особенного мира.
    Аниме стоит смотреть без размышлений. Как только происходит задействование систем анализа данных, сразу становятся очевидными некоторые стандартные приемы и штампы. Это относится ко многим фильмам, минуя лишь настоящие шедевры (в качестве примера могу принести аниме "Mononoke-Hime", поэтому если вы не особенно интересуетесь сравнительным анализом, а также лишены возможности переключать восприятие по собственному желанию. с одной позиции просмотра на другую - забудьте все вышеописанное и просто наслаждайтесь восприятием этого особого вида искусства.

Назад
© 1997-2017 2A Group(A.Chudnovsky, A.Serjogin)