ANNA
       Free Cat
       Кредо Группы 2А
  2A Представляет:
     Наши статьи
     Картины Анны
     Рассылки
     Проекты
     Книги
     Мы поддерживаем

   Написать письмо
   Послать Открытку
   Завалиться в Форум
   Потрепаться в ЧАТе
   Закрытая Гостевая
   На Главную
 

2A group
Реклама, PR, режиссура - мощные техники из первых рук

 

Один день занятия у Президента Гильдии Кинооператоров России
Игоря Клебанова


Дорогие леди и джентльмены!

    Прошу простить мне столь продолжительное молчание; в действительности я была просто завалена домашними заданиями студии ЮГ и местной работой, поддерживающей моего кота и меня самое в должном здравии и благоденствии.

    Сейчас я немножко забегу вперед и совсем не по порядку выскажусь относительно совершенно потрясающего действа, на котором мне довелось присутствовать вчера. Но - немного преамбулы!

    В студии ЮГ, как я уже вам докладывала, учат не только режиссуре. Чтобы стать настоящим режиссером, вам надо много что иметь за душой, и кроме всего этого- знать как работает оператор, актер, мозги рекламодателя и арт-директора, на что ловятся прямые души потребителя и как подать себя. К счастью- а может и к сожалению- в России наивно надеяться быть вечнооплачиваемым узким профессионалом. Даже более того- в этом случае вы можете потонуть с самым наилучшим своим проектом, потому что недооценили (или просто не знали) ужасов российской действительности в плане производства фильма (видеоклипа, рекламного ролика и т.п.). Возможно даже ваш великий проект не найдет спонсора, поскольку вы чуть-чуть ошиблись в расчетах и акцентировались немного не на том нюансе. Чтоб вы так не пропали зазря вместе со своим недюжинным талантом, вам просто необходимо ОЧЕНЬ много знать и УМЕТЬ. Вот этим мы в ЮГ и занимаемся.

    Человек, о котором я сейчас расскажу- это ВОЛШЕБНИК с большой буквы. После вчерашнего я сильно расстраиваюсь, что последние 4 четверга проспала после своих заполночных бдений и посему не присутствовала на его лекциях. Этот человек- Президент Гильдии Кинооператоров России Игорь Клебанов.

    Сначала мне - как человеку далекому от камеры и откровенно ее пугающегося- сам предмет показался немного абстрактным и неприложимым в моей личной практике. Казалось, единственная забота оператора- это бегать с камерой по полю за режиссером и жать на кнопочки. Лишь теперь я осознала всю ограниченность собственных представлений. Месяцем раньше я уже с определенной уверенностью могла сказать, что оператор может сделать настроение фильма и придать ему интерес иногда в большей степени, чем режиссер и актеры вместе взятые. В этом суждении я опиралась на фильм Научная секция пилотов, за работу над которым Клебанов получил Нику. Я позже расскажу что там в фильме было и как отразилась на нем работа оператора, а теперь- по горячему вчерашнему следу! Фотки, естественно, тоже свежак.
    Только вчера я по-настоящему поняла - как именно ИГРА света и расположение камер и осветителей (что является одним из предметов ведения настоящего творческого оператора) способна преображать самые обычные предметы. У нас был прикладной урок по расстановке приборов освещения и камеры для съемки портрета. Прошу извинить за темные кадры, поскольку включить вспышку было просто кощунством.
    Итак, мы набились в нашу ставшую родной аудиторию, в которой все стулья и парты были сдвинуты в дальние углы и таким образом пространство освобождено от мебели. Повсюду стояла пока малопонятная осветительная аппаратура. Вошел ОН.
    Самым первым был наш выбор, что снимать портрет попробуем начать со светленькой девушки на темном фоне. Один из нас резво взгромоздился на подоконник и избавил темно-синюю штору из подозрительного бархата от малейших натяжений. Клебанов тут же поправил это дело- на шторе должны были быть фактурные складки, которые обязаны были стать одним из объектов нашего интереса. Первые минут 15 до меня не доходило, какая собственно разница, однако затем все стало пронзительно ясно. Пишу для краткости по пунктам:

        1. Фон-штора не должна была быть слишком гладкой или слишком сборчатой- то есть ровно в меру, чтобы показать ее красоту и оттенить красоту девушки - одной из наших, пожелавших стать первой пробовательницей. В конечном итоге она запросто может через отснятые портреты попасть в какое-то модельное агентство- по крайней мере я не удивлюсь этим нисколько. Иру посадили на парту, чтобы ее голова пришлась на самый красивый участок шторы, что нисколько было не заметно на самом экране (туда подавалось изображение с камеры). Поскольку пленка дорогая, мы выверяли каждую тонкость до того, как нажать на спуск.

        2. Для начала один из нас (а все занятие велось так- кто что хочет идеи- говорили, и тут же под руководством Мастера ставили, затем он вносил корректирующие правки) захотел подать контровой свет на штору. Штора действительно заиграла- стала видна каждая складочка. Пару из них по замечанию Мастера закрыли рукой, чтобы 2 светлые складки не образовывали подобие рожек над головой модели и не сбивали внимание в ненужную сторону.

        3. Затем подали свет через специальный прибор -отражатель (на фото эллипсообразная плоскость, типа полей гигантской шляпы без дырки) более мягкий свет на лицо. Мастер высказал несколько замечаний:
             - свет должен был быть подан под особым подобранным углом, так чтобы не образовывалась иллюзий мешков под глазами юной леди-модели, тем более что их там не было. При неправильном угле подачи они там явственно намечались- тут я поняла, КАК ИМЕННО в кино возникает иллюзия усталости.
             - голова должна была быть повернута так, чтобы тень от носа не ломала общий вид, то есть проходила максимально выгодно. Для этого Ира поворачивала голову по указанной траектории максимально медленно, чтобы самый выгодный угол был определен и зафиксирован. Однако глаза ее были невыразительны на экране- что мы наблюдали тут же.
             - Подали свет одного из приборов так, что в глазах стали видны блики. Мы подбирали положение прибора так, чтобы блики меняли свой вид, приводя выражение лица от загадочно-мистического до нежно-одержимого. Я впервые наблюдала весь процесс он-лайн и была потрясена этим очень сильно, без всяких преувеличений. Разница между двумя разными положениями лампы разительная.

    Один из наших хотел обрисовать Ирину щеку - так что подали рисующий свет. Лицо приобрело новое выражение- читалась мягкость кожи, нежность линии щеки и мочки уха. Поскольку в ухе была серьга с камушками- подали освещение чтобы были маленькие вспышки. Зрелище- хоть прямо сейчас пускай как рекламу дорогого ювелирного магазина. Отмечу, что в живую я эти сережки с трудом заметила. Все мы, кто жаждал знаний и практики, прикладывали свою руку к формированию Ириного образа. Она от собственного вида на экране слегка офигела, но по-моему теперь уяснила собственную ценность и наверняка отыщет своего миллионера.

    Засняв несколько особенно удачных кадров, свет был уменьшен. Огромное значение имела температура света- на Ириной щеке слева лег рефлексный отсвет теплого света, а на правую - холодный отсвет от вечернего неба (дело было у шторы, то есть у окна).

    Мы получили изрядный опыт, маскируя приборы-осветители подручным материалом и стараясь не слезать в кадр шальным локтем с отражателем. Часть приборов также было удобно прикрыть собственно телом главной пострадавшей. Она была этим предовольна- ведь снимки того стоили.

    По чистой случайности (для нас, разумеется, поскольку Мастер знал все заранее и получал от наших находок самое искреннее наслаждение) был найден интересный свет- поданный сзади на светлые локоны, он придавал особый ореол таинственности вокруг героини. Выглядело потрясающе- см. фото. Потом добавили вентилятор, чтобы волосы развевались. Затем нашли еще один потрясающий эффект- когда Ира повернулась в профиль, а из шторы начала сыпаться пыль- на экране это выглядело как космос с вращением звезд и на фоне его- роскошно обрисованный световым контуром профиль девушки. Мне удалось хоть как-то заснять этот кадр путем фоткания телевизора, куда подавалось изображение с камеры. Вышло не совсем так потрясно, как на самом деле, но все же- смотрите!

    Мы экспериментировали с расположением локонов и вентилятора, с поворотом головы и ее наклоном, с цветными фильтрами разной цветовой температуры и направление различных осветительных приборов. Мы угадывали, как использовать разные неустранимые отсветы (с улицы и из оранжевого стекла двери в коридор) и как их устранить из кадра, если уж невозможно устранить из реальности. Это было поразительно, и еще это было потрясающей игрой ума.

    Одним из открытий для меня лично было понятие паразитных тонов и прочей грязи в кадре. Это было очень свежей идеей для человека, привыкшего железной рукой править все в цифре, и эта идея придала мне много новых измерений и идей. Эти паразитные блики убираются при помощи разных виртуозных средств, показанных нам Мастером. Он доподлинно знал, какой прибор и что выдает в качестве грязи на кадре и буквально одним действием убирал это. Более того- он заранее предсказывал появление проблемы до того, как мы врубали освещение и выясняли наличие этой грязи. Это был действительно КЛАСС.

    После Иры мы заснимали кадр-портрет героини темненькой на светлом фоне в светлой одежде- и там было не меньше тонкостей. Мы видели секунда за секундой, как простым передвижением осветительных приборов выявляются все более интересные черты характера девушки - и это всего лишь одним кадром, портретом. Работа была столь захватывающей, что около 4 часов пролетели единым моментом. Мы еще успели попробовать заснять двоих людей, сидящих друг против друга, научились как сделать этот кадр информативным и интересным при помощи приему восьмерка, как ввести в кадр новые нюансы за счет невидимого постороннего, например официанта, от которого видны только руки. Примитивная сцена приобрела поразительно новые и интересные оттенки, когда ее засняли сквозь стекло бутылки, с которой затем приблизился официант. Когда лицо девушки было видно только в малюсеньком зеркальце пудреницы. Когда мы расстарались сделать за спиной молодого человека тень от медленно вращающегося вентилятора.

    Еще мы успели единым порывом выяснить, как надо снимать темное на темном. На подоконнике сидела девушка с темном бархатном костюме, и на фоне темного неба и ярких окон соседнего дома мы ее снимали. Мы выволокли в окно один осветитель теплого света- как бы тень от внутренней комнатной лампы (для уюта). И еще одним осветителем с синим фильтром один из нас старательно мигал (втыкал и вытыкал его из розетки), имитируя мигание рекламы снаружи.

    Мы поняли, что дополнительные источники света должны быть замаскированы стеклотканью и притушены до минимума специальными заслонками, что черная фольга превосходно легким движением способна устранить паразитные блики от контрового освещения, и что по-настоящему снаружи на подъемниках надо поставить еще пару осветителей, чтобы картина прибрела реалистичность. На экране она и БЫЛА реалистичной. Еще я воочию увидела, что поворот створки окна на каких-то 5 сантиметров придает кадру стабильность и законченность, а добавленная для композиции кружка с чаем придает всему оттенок подлинной сцены из жизни. Я на практике поняла, что ложка в этой кружке напрочь ломала кадр. Что небольшим поворотом корпуса модели можно закрыть осветительную аппаратуру почти целиком, даже если модель- очень небольших габаритов. Что настоящее творчество -это сам процесс, создание каждой мелочи в кадре, а не только финальная удача, которая иногда незаметна из-за великой реалистичности показываемого.

    Резюмирую:
    Теперь по средам я не сижу за делами позже 3 ночи, чтобы в четверг как штык присутствовать на каждой лекции Игоря Клебанова. И это не потому, что я так уж рвусь снимать. Это потому, что работа МАСТЕРА - а Игорь Клебанов не просто профессионал -кинооператор, он Мастер общения, Мастер обучения, Мастер сеять семена творчества и давать им возможность пробиться ввысь. Это был один самых драгоценных случаев в моей многотрудной практике, когда я прямо-таки видела рождение новой реальности под волшебными руками Мастера, и при этом каждый ученик принял непосредственное участие в работе, выдвигая и реализовывая свои собственные идеи. Я не могу оценить величие полученного урока ни в каких единицах- он бесценен. Я научилась видеть то, чем пренебрегала долго и уверенно, что не приходило в голову и что считалось просто данным. Мне довелось обнаружить глубину в самых обычных повседневных вещах, и кроме того- научиться проявить эту глубину, а это очень важно в любом деле и вообще в жизни.

    Моя благодарность за этот один урок Игорю Клебанову очень велика. Пусть где-то там, в астрале, она принесет этому великому Мастеру и педагогу то, что ему больше всего хочется.


    На этой ноте прощаюсь с вами до следующего номера, в котором вернусь к началу и опишу, что там в студии ЮГ, как это самое выглядит, и остановлюсь на нашем расписании.

Остаюсь с вами, осененная просветлением ANNA. И это без всякой иронии.


P.S. Если вы считаете, что настал тот час, который для потехи, то можете подписаться на нашу рассылку Из спиральной 2A Group :

Рассылки Subscribe.Ru
Из спиральной 2А Group

  Сайт рассылки - 2A Group. Если этот текст Вам небезразличен, вы можете порадовать меня. Вашим отзывом: здесь.
  P.S. Вы можете серьезно помочь если расскажите своим друзьям и знакомым об этой рассылке или процитируете понравившийся вам материал из нее со ссылкой на источник, будь то сайт или рассылка.
© 1997-2017 2A Group(A.Chudnovsky, A.Serjogin)