ANNA
       Free Cat
       Кредо Группы 2А
  2A Представляет:
     Наши статьи
     Картины Анны
     Рассылки
     Проекты
     Книги
     Мы поддерживаем

   Написать письмо
   Послать Открытку
   Завалиться в Форум
   Потрепаться в ЧАТе
   Закрытая Гостевая
   На Главную
 

2A group
Реклама, PR, режиссура - мощные техники из первых рук

 

Первые съемки: священное присутствие.

Канал 3: Танцы с волками при полной луне.


    "Вот я бы стал(а) режиссером!" - а знаете ли вы, во что можно вляпаться?

    Кажется, надо лишь зрительно представлять итог работы, и все будет на две английских буквы ОК. Факт, что каждая персона на съемочной площадке и частично за ее пределами находится в безраздельной власти режиссера, выглядит очень обнадеживающим. Похоже на мотивы народных сказок, когда герой получает в свои руки абсолютную силу и твердой рукой гонит подопечное государство к светлому. Это - право локального формирования жизни в пределах кадра, что качественно может сравниться с акцией сотворения мира. И знаете, аналогия оказывается даже более полной, чем вам этого может хотеться.

    Теория не может достоверно рассказать, что приключается с режиссером в процессе съемок и какой крови ему (ей) это стоит. На примере съемок клипа Овсиенко попытаюсь показать вам эту радость по возможности более полно.

(Стоит нажать, если хочешь видеть покрупнее ;-))    Допустим, вам приносят кассету с песнопением, которое вы должны клипотворить. Современные попсовые песни известно какие, и они все на одно лицо, одни слова и одни ассоциации. В рекламном деле считается, что это хорошо. Для вас, как режиссера, это может быть соблазном ремесленным образом склипотворить что-то не хуже других, но в принципе то же самое. Пара девчонок в колготках по самое немогу и юбках еще выше, которые более-менее умеют двигаться, а также немного фона и антуража кажутся вполне достаточными.
    Если вы не наслаждаетесь самим процессом их лицезрения в десятом дубле под солнцами осветительных приборов, а также если кучка гонорара за съемки каждым своим центом не бьется у вас под сердцем, через пять-шесть таких клипов вас будет от них тошнить. Это опасно, поскольку ничего в мозгах не пропадает даром, в особенности в мозгах творческих. От десятого клипа будет тошнить аудиторию, которая в принципе должна бы полюбить видеоряд и отнести все сбережения в фонд певицы. Ваш одиннадцатый клип может положить конец вашей карьере, либо это сделает ваш продюсер.

    Еще один ужас, который мало кто учитывает- с вами может случиться потеря ощущения плохого и хорошего. Что угодно будет числиться под литерой "нормально", после чего вы пополните ряды посредственных авторов. То есть тех, чьи работы без ярлыка неотличимы одна от другой. Это очень дорогая цена, даже если вам пока так не кажется.

    Если не желаете себе такого финала, вы будете интенсивно работать мозгами, душой и прочими средствами перцепции над каждой очередной кассетой. Вы выжмете из себя хоть какое-то отношение к ней, превратите его в эмоцию. Затем из эмоции извлечете ассоциацию. Добавите немного аналитического подхода (как минимум следует знать, что за аудитория у вашей подопечной сирены). Взболтать, встряхнуть, трижды перевернуть с ног на голову и обратно, зарядить энергией, разлить в формы.

    Полученный коктейль вам придется изложить вашим сотрудникам, поскольку кино - искусство коллективное. И тут-то ваши радости начнут исполняться по полной программе. Эмоциональное изложение хорошо для понимающих вас сотрудников, которые к тому же вам верят и имеют привычку переводить ваши жесты в понятия. Значит, вам надо озаботиться не только поиском своей команды, но и способами донесения до них вашей идеи. И еще- их придется этой идеей зажечь.

    Затем вам надо будет продрать вашей идеей художника, чтобы его раскадровка радовала не только его сердце, но и соответствовала вашей идее. Чем лучше ваше взаимопонимание с художником, тем быстрее вы получите от него желаемое. Это напрямую означает, что вам придется методом проб и ошибок найти такого человека, который знает ваш стиль режиссуры и работает соответственно. Сами догадываетесь, что в ходе поисков вы будете неоднократно ошибаться, хаять исполнителя и терять драгоценное время. Которое, кстати, исчисляется в солидном денежном эквиваленте, и далеко не в вашу пользу.

    ЮГ сохраняет свой стиль съемок на протяжении всей режиссерской карьеры. Основой любого снятого им клипа является рассказ какой-то истории, а придумать связную историю на современные попсовые песни - это само по себе искусство. Придумать историю, непохожую на другие - это искусство вдвойне. Снять все это достойным образом- искусство в десятой степени.

    Сюжет клипа Овсиенко отличается от всех, которые сегодня присутствуют на экране. В нем есть и некая свежесть, есть и ностальгия; четкая стилизация под 60-е годы, и одновременно аромат современности. Легкость. Что-то душевное.
    В нем существует отдельная жизнь, фрагмент которой происходит под Овсиенку, и все же эта музыкальная пауза не выглядит чужеродной. Добиться органичности в переплетении этих нюансов восприятия очень сложно, несовместимость органов - это проблема не только хирургии. Тысячи мелких и мельчайших деталей, которые режиссер даже не осознает, но чувствует- вот что создает цельность восприятия. Если вы хотите быть режиссером, вы должны уметь это делать и сознательно, и неосознанно. Для этого существуют тренировки и способы, о которых я расскажу в одной из последующих рассылок, а пока примите это как факт.

(Стоит нажать, если хочешь видеть покрупнее ;-))    Представьте человека, который может запомнить несколько тысяч цифер, на которые он только раз посмотрел. Такие люди существуют. Помимо чисто зрительной памяти у них есть способность находить связи между не связанными на первый взгляд элементами. Умение формировать такие связи позволяет им воспроизводить длинные последовательности слов и знаков.
    В сущности, режиссер делает то же самое, только наоборот. Он создает из фрагментов и деталей нечто, что зритель воспринимает как единый блок. Это напоминает штриховой рисунок- чем точнее расставлены штрихи, тем однозначнее воспринимается образ (может быть кто-то знает чудесные иллюстрации к рассказам о животных одного американского писателя, они были сделаны как раз в таком стиле). Еще это напоминает картины импрессионистов, в которых тысячи цветных пятен складываются в целый мир понятных образов. То же самое происходит и с восприятием фильма или клипа.

    Чем точнее режиссер расставляет штрихи и нюансы, тем более жизненным и органичным будет его картина. Каждый жест и поворот головы актрисы или певицы будет настолько важен, что режиссер будет мучить беднягу часами ради достижения нужного блеска глаз и настроения. Это не фунт изюма, поскольку до актеров задание доходит не быстро, а воспроизводится оно и того медленней. Вам потребуется скакать по сцене, показывать как оно должно выглядеть (не менее пяти раз), выражать настроение всеми своими возможностями, иначе актер может чего-то не заметить. Пока певица проникнется нужной эмоцией, с вас сойдет десять потов, вы произнесете (про себя) сто семьдесят четыре бранных слова в адрес Терпсихоры, и еще около ста пятидесяти- в адрес персонала на площадке. Фактически, вы споете и станцуете пятнадцать клипов прежде, чем актриса сможет сделать свое дело хотя бы раз. Добавьте к этому то, что вам придется каждый раз смотреть на ее действия, а потом смотреть ей в глаза и сладким голосом говорить, что это "немного" не так, пожалуйста повтори еще разок, будь добра :(%%% !)

    На съемках клипа Овсиенко потребовался целый съемочный день, чтобы получить материал для первых 15 секунд клипа. ЮГ- человек не просто активный. Он обладает большой чувствительностью к точности выполнения, и к балансу элементов в кадре, и бог знает к чему еще. Поэтому тонкость постановки на первый взгляд простого выхода Овсиенко на сцену могла сравниться, разве что, с хореографией балета, или с филигранностью элементов пекинской оперы. Режиссеру не только надо держать в голове собственное видение проекта, но и адаптировать его к несовершенству (или совершенству) исполнителя. Свойство добиваться нужной чистоты исполнения и не плюнуть на эти детали на полдороги- это очень редкое качество. Приплюсуйте к этому мелкие, но многочисленные проблемы на съемочной площадке: О-о-о! О них надо поговорить отдельно!

    Итак, о мелких и многочисленных проблемах.
    Все начинается с того, что камера для съемок- это арендуемый предмет. Нам объяснили, что снимать можно на разные камеры, некоторые из них стоят по сотне тысяч долларов, и потому иметь эту технику в собственности полным комплектом- непозволительная роскошь. Поэтому существуют фирмы, предоставляющие по сходной цене аренду нужной вам техники. Как только вы получили эту камеру под конвоем персонала, счетчик начинает крутиться. Также счетчик крутится каждую минуту, которую вы проводите в павильоне. Приплюсуйте сюда радость светиков (так именуют бригаду осветителей), присутствие которых оплачивается почасовым способом. (Кажется, эта категория граждан полностью перешла к цивилизованной системе оплаты труда, что сильно отражается на остальных в худшую сторону). Теперь представьте себе, что привезенная вам камера отказывается работать. Знаете, все собрались и торчат на площадке, певица на подходе, счетчик крутится, а камеры йок. Именно такая радость произошла на этих съемках. Вторая камера, заказанная взамен почившей, отказалась работать тоже. Счетчик крутился. Народ замер. Приехала Овсиенко.

    Тот факт, что ЮГ не лез на потолок, говорит о самурайской крепости нервной системы, и еще о большом опыте подобных мероприятий. Если вы хотите быть режиссером, вам надо вырабатывать в себе эти черты характера, а заодно иметь возможность вовремя сделать финт ушами и вытребовать нужное оборудование где-то в другом месте, и все это очень срочно. Как нам рассказали, такие казусы с обслуживанием съемок случаются очень часто. В нашем действе сработала только камера номер три, которую доставили откуда-то из стратегических резервов. Теперь представьте, чего это стоило режиссеру. И что ему все равно надо сохранять настроение на творчество. В общем, если надумаете сделать карьеру в этой области- сначала запаситесь словариком бранных слов народов мира и предварительно потренируйтесь, поскольку это единственное позволяет хоть как-то выпустить пар и не впасть в полную ересь при повторе инцидентов.

    По моим наблюдениям, персонал на съемочной площадке плевать хотел на творчество и на много чего еще. Мужик, ответственный за блестящий снег, заснул на посту. Поэтому пару метров (дорогостоящей) пленки пропало втуне. Когда завснегом был разбужен ором режиссера (ЮГ добрый человек, на его месте многие запустили бы в поганца томагавком), он тряханул на Овсиенко полную коробку снежинок и еще минут десять было потеряно на поправку костюма, грима и подметание снега для повторного использования. Добиться синхронности работы дядек со снежными пылесосами можно было только очень громким воплем. И знаете- при всем этом надо было следить:
    - За выполнением Овсиенкой положенных па и улыбок именно с таким выражением, как это было задумано, и еще чтобы она попадала в красивый ореол из елок и огоньков декораций. При этом ее приходилось время от времени корректировать по курсу, как древнюю баллистическую ракету, и еще командовать улыбаться и наклонять голову, и еще хвалить за правильное выполнение.
    - За тем, чтобы микрофон в кадре вовремя отъехал по красивой траектории.
    - За тем, чтобы в кадре каждый из актеров (они играли персонал телесъемок, от режиссера до оператора ТВ камеры) выглядел соответственно порученной роли и так же двигался в рамках кадра. Чтобы "режиссер" выглядел и действовал как режиссер, зав-кабелями раскручивал их по полу с артистизмом мастера икебана. Чтобы одна актриса была похожа на гримершу, а вторая - на девочку с хлопушкой, и обе выполняли свои функции в кадре эстетично, своевременно и с учетом общей композиции элементов. Чтобы каждый из них двигался внешне хаотично, а по виду общей сцены все ложилось в единый рисунок. Чтобы они суетились не как-нибудь, а по заданному ритму, и при этом оказывались в кадре.
(Стоит нажать, если хочешь видеть покрупнее ;-))    - За мужиком со снегом- чтоб кидал блестящую радость не только вовремя, но и за спиной Овсиенко, и блестки снежинок не украшали кончик ее носа.
    - За мужиками со снежными пылесосами, чтобы они включали их вовремя.
    - За чертовой елкой по левому борту, которая то мигала невпопад, то не мигала вообще, то гасла.
    - За расположением сугробов, чтобы они прикрывали елкины железные ноги и не мешались под ногами Овсиенко.
    - За студентами: они, как Бандерлоги к танцующему удаву Каа, неосознанно тянулись к сцене, вместе со своими фотоаппаратами и камерами. Наверно мы действительно мешали, в особенности сначала.
    - За монитором, на который транслировалась картинка с камеры.

    Надо было не только корректировать мелкие промахи участников, но и запоминать крупные. Их потом пришлось по пять раз объяснять и показывать каждому, кто допустил ошибку.
    Меня очень впечатлила степень детализации каждого кадра за счет глубинного мизансценирования. На лекциях Великий Мотыль (режиссер "Белого солнца пустыни" и еще десятка известных фильмов) говорил, что современные картины страдают пустотой на втором плане, которая выдает искусственность постановки и не позволяет показать настроение и атмосферу сцены. У ЮГ все кипело и полнилось деталями. Для меня это было целое откровение, поскольку уже давно привыкла этими деталями пренебрегать, не сознавая их роли в создании цельного восприятия. На съемках клипа Овсиенки мне удалось прочувствовать важность этих элементов непосредственно. В клипе все должно было работать на предновогоднее настроение, поэтому действия персонала в кадре были очень четко продуманы. Как встает режиссер и как в темноте пара рабочих чокаются бокалами с шампанским. И при этом бокалы должны были располагаться в кадре так-то, а в это время в фокусе была суета "гримера" вокруг певицы. Чтобы это все было видно.

    И еще один потрясающий нюанс, который мне довелось наблюдать on-line.
    Если надо добиться от актера натуралистичного исполнения роли смотрителя кабелей при ТВ-камере, придется ему все это показать. Чтобы показать достоверно, надо обладать актерским мастерством, но главное- требуется помнить, как эти действия проделывает реальный персонаж. Надо иметь не только кинестетическую памятью, но и завидную наблюдательность. Причем это делается не специально для вот этого клипа, а вообще всегда и постоянно.
    Режиссер наблюдает жизнь постоянно: как люди двигаются, что они делают, какие у них мелкие жесты и позы, как они выражают отношение к разным предметам и к друг другу. Как их характеры выражаются через движения и в какую форму отливает их профессия. Таким образом, банки данных в голове режиссера становятся его Форт-Ноксом, золотым запасом. Они поставляют детали для творческого планирования клипа или фильма, формируют его идею. Чтобы показать что-то достоверно и пропитать зрителя эмоциями, надо много что пережить самому и наполнить эти переживания собственной энергией. Поэтому если вы имеете желание режиссировать что-либо в будущем, вам имеет смысл приступить к записи воспоминаний уже сейчас, и в придачу ежедневно обязать себя наблюдать что-то новое. Можно экстерном закончить какой-то режиссерский курс и овладеть киноязыком (об этом- в следующей рассылке по Хотиненко-Фенченко), но быстро обзавестись личными наблюдениями удастся навряд ли.
    Так что воспользуйтесь случаем сегодня же, и понаблюдайте элегантность вашей домашней кошки, или как хмыри в метро щелкают семечки, или как модница натягивает пониже чрезмерно короткую юбку. Все это озолотится в вашей памяти на будущее, и не коснется вас никакой дефолт!

    На этой позитивной ноте я закончу репортаж о съемках клипа Овсиенко. Как видите, это не столько описание, но и некое наставление. Буду надеяться, что для вас это принесет пользу, как принесло пользу мне.

Остаюсь с вами,

ANNA, поспешно инвентаризующая свои собственные наблюдения.


    Как всегда, более крупные варианты фотографий размещены на сайте - попасть на них просто: достаточно щёлкнуть мышом на соответствующем мелком фото.


  Сайт рассылки - 2A Group. Если этот текст Вам небезразличен, вы можете порадовать меня. Вашим отзывом: здесь.
  P.S. Вы можете серьезно помочь если расскажите своим друзьям и знакомым об этой рассылке или процитируете понравившийся вам материал из нее со ссылкой на источник, будь то сайт или рассылка.
© 1997-2017 2A Group(A.Chudnovsky, A.Serjogin)